Ограничение права собственности

Ограничение права собственности

ЛИКВИДАЦИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

В соответствии с „Манифестом Коммунистической партии“, составленным Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 1948 году, в Советском Союзе собственность на землю, промышленность, сельское хозяйство и предпринимательство были практически полностью национализированы. Право каждого человека на неприкосновенность частной собственности, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН, в Советском Союзе не действовало.

В Эстонии уже в июле 1940 года провозгласили землю всенародной собственностью, т.е. собственностью государства. Банки, промышленность, музеи, гостиницы, кафе, частные школы были национализированы.

Хотя в Советском Союзе владельцам индивидуальных домов и было разрешено пользоваться землей, но пределы землепользования были установлены для площади земельного участка как хуторов, так и частных домов. Верхняя граница хуторского участка составляла 30 га, для частного дома – 110 м2, из которых жилплощади могло быть лишь 60 м2. Из-за невозможности обеспечить граждан жилплощадью было разрешено строительство индивидуальных домов, которое на протяжении длительного времени составляло шестую часть от общего объема жилищного строительства.

НОВЫЕ ЧАСТНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА В ВЯНДРА. ОКТЯБРЬ 1956.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)

РАБОТНИКИ ПЯРНУСКОГО АВТОБУСНОГО ПАРКА ПОСЛЕ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ПЯРНУСКИХ АВТОБУСНЫХ ЛИНИЙ «SIDE». 1940.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Отношение властей к собственности и труду было идеологическим. Социалистической признавалась общественно-государственная и кооперативно-колхозная собственность. Личная собственность была предназначена для удовлетворения материальных и культурных потребностей граждан. Личной собственностью являлись трудовые доходы, накопления, жилье или часть жилья, подсобное домашнее хозяйство, предметы, использовавшиеся для ведения домашнего хозяйства, также предметы потребления, личного пользования и комфорта. Имущество граждан не могло использоваться для получения нетрудовых доходов. Нетрудовым доходом считался также доход, полученный за счет незаконного труда (например, произведенные на дому незарегистрированные изделия ручной работы или содержание скота в превышающем норму количестве). Средства, использованные для получения таких доходов, подлежали конфискации. В начале 1960-х годов велась также кампания по изъятию домов и автомобилей, построенных/приобретенных на нетрудовые доходы.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АРТЕЛЬ БЫЛА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ, ПРЕДШЕСТВОВАВШЕЙ, КАК ПРАВИЛО, КОЛХОЗАМ. СВИНАРКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АРТЕЛИ ПЕРВОГО МАЯ ВАЛГАСКОГО РАЙОНА В. РИСТОЛАЙНЕН, НЕДАВНО ВСТУПИВШАЯ СО СВОЕЙ СЕМЬЕЙ В КОЛХОЗ. ВАЛГАСКИЙ РАЙОН. НОЯБРЬ 1956.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)

Неспособность коллективизированного сельского хозяйства производить в достаточном количестве продукты питания стало причиной двойственного отношения государства: кампании по проверке соблюдения установленных для домохозяйств норм, а также по изъятию излишков продукции чередовались с поощрением частного производства и развитием закупок. Поскольку трудности испытывались также со снабжением овощами, начали развивать коллективные садоводства рабочих и служащих. Для этого на выделенных земельных участках позволялось строить только садовые домики площадью 10–20 м².

Советский Союз испытывал также недостаток потребительских товаров. Разрешенное кустарное производство и ремесленничество были связаны с запретами и ограничениями, несоблюдение которых было наказуемым. Строгому наказанию подвергалось также торговое посредничество, т.е. маклерство. За запрещенную индивидуальную трудовую деятельность можно было получить до пяти лет лишения свободы с конфискацией имущества.

УЛИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В ТАЛЛИННЕ. МЕСТО, ОСВОБОДИВШЕЕСЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ ПОСПЕШИЛИ ЗАНЯТЬ МЕЛКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ. 3 АВГУСТА 1990.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)

Идеологические причины обусловливали также различия в налогообложении граждан. Ставка подоходного налога для работника социалистического предприятия достигала 13%, для хуторян и ремесленников единоличников, а также для духовенства – до 81%. Несмотря на налоги, пенсии также отличались. У колхозников в сравнении с рабочими государственных предприятий пенсионный возраст был выше, а пенсия при той же зарплате – меньше. Хуторяне, ремесленники и церковнослужители пенсий не получали; также их оставшиеся сиротами дети не получали пенсию по потере кормильца. Зарплата не выдавалась в полном размере, в течение длительного времени было необходимо покупать облигации государственного займа, проценты по которым не выплачивались, и которые выкупались через десятки лет после истечения срока.

СКУПКА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ КОРОВ СДАЮТ МОЛОКО ДЛЯ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕРЕВОЗКИ НА ЗАКУПОЧНЫЙ ПУНКТ. 1987.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)

ПРОФСОЮЗЫ НА „ЗАЩИТЕ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ”

Согласно принятой в Советском Союзе идеологии, государственные профсоюзы защищали работников и их права. На самом же деле они были частью коммунистического аппарата репрессий. Профсоюзы, с одной стороны, контролировали работников, и, с другой стороны, распределяли им блага, такие как путевки на отдых или разрешения на покупку автомобиля или телевизора. В ситуации, при которой государство по своему усмотрению устанавливало для работников условия труда, зарплату и налоги, невозможно было вести речь о роли профсоюзов в деле защиты прав трудящихся. Советские профсоюзы невозможно сравнивать с организациями трудящихся в демократических странах, которые ведут переговоры о зарплате своих членов, следят за обеспечением безопасности труда и отстаивают, в широком плане, политические и социальные права трудящихся.

СОВЕТСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ИНТЕРЕСОВ ТРУДЯЩИХСЯ, А БЫЛИ ЧАСТЬЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА И МЕХАНИЗМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЗДАНИЕ СОВЕТА ПРОФСОЮЗОВ ЭСТОНСКОЙ ССР. 1984.
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ)